Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.58 103.38

15 фактов о русском балете:

15 фактов о русском балете:

почему русский классический балет стал лучшим в мире

Балет формировался и совершенствовался в России почти 300 лет. Сегодня этот возвышенный творческий вид искусства является национальным достоянием русской культуры.

Именно в России появились самые почитаемые в мире балетные труппы и театры, именитые танцоры, покорившие сердца десятков и даже сотен тысяч зрителей. Но с чего все началось?

Как появился балет

Балет появился в Италии в XVI веке, а само слово «балет» происходит от итальянского слова ballare, что означает «танцевать». Сам термин «балет» появился в Италии для отдельного эпизода, передающего определенное настроение. Итальянская знать очень любила дворцовые представления, что позволяло различным видам танцев активно развиваться в это время.

Нарядные костюмы и торжественные залы не допускали неорганизованных беспорядочных движений, поэтому со знатью занимались танцмейстеры — учителя танца, руководившие целыми группами танцоров. Постепенно танец становился все более театральным.

Французская аристократия была впечатлена достижениями итальянцев в танце, поэтому их стали приглашать для выступлений на королевских торжествах и во Францию. В тот же период появились первые нотации — системы записи танца музыкальными знаками, поскольку появилась необходимость повторять в точности движения снова. Известным автором одной из таких систем был Туан Арбо.

Когда провели первый спектакль

В 1581 году итальянский танцмейстер Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё), приглашенный ко двору королевой Екатериной Медичи, ставил пышные и запоминающиеся придворные представления. Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II, именно она ввела в придворную жизнь Франции ранние танцевальные стили.

Одно из ниболее известных его представлений в то время — «Цирцея, или Комедийный балет королевы» — считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем, в котором соединились танец, музыка и речь. Сюжет для представления был взят из античной мифологии. Традиционно считается, что именно 15 октября 1581 года стал днем рождения балета.

Развитие балета

Танцевальные представления, столь популярные при королевских дворах, росли в размерах, роскошь доходила до предела, и для того, чтобы все участники мероприятия могли насладиться представлением, их начали проводить на возвышенных платформах. Так постепенно знатные персоны перестали танцевать сами на балах и начали приглашать для этого профессиональных танцоров.

Если изначально танцоры носили маски, многослойные костюмы, крупные украшения и огромные головные уборы, то в дальнейшем, по мере развития танца, количество одежды уменьшалось, ведь под несколькими слоями одежды было сложно двигаться. Танцевальные па включали прыжки, скольжения, реверансы, плавные повороты и постепенно усложнялись и доводились до совершенства.

В течение последующих 100 лет балет систиматизировался как отдельное направление, у него появился собственный набор базовых движений, которые получили отдельные названия.

Почему российский балет получил всемирное признание

Первым танцмейстером, прибывшим в Россию, был франзуз Жан-Батист Ланде. В 1738 году под его руководством в Санкт-Петербурге была основана вторая в мире школа балета, которая продолжает работать и сегодня, — это академия русского балета им. А. Вагановой. Мастерство и талант французов и итальянцев, приезжавших с выступлениями к царскому двору, вдохновило знать на развитие балета в России.

Театральные представления всегда вызывали интерес у изысканных творческих натур — известно, что Пушкин любил балет и восторгался балериной Авдотьей Истоминой — одной из первых россиянок, вставшей на пуанты.

Для обучения и постановки первых спектаклей в Россию приглашали выдающихся зарубежных балетмейстеров, таких как Дило, Перро, Сен-Леона, а также Петипа, который проработал в Мариинском театре больше тридцати лет. Таким образом, русская школа балета, усвоив первоначальную зарубежную базу, начала развиваться в собственном направлении. Природная пластичность и талант русских танцоров, умноженные на усердие и ежедневный многочасовой труд, дали свои плоды.

Выдающейся особенностью русского балета, помимо тонко отточенных навыков, развития собственной русской балетной системы, которая вобрала в себя наработки народных танцев, стала музыка, так же оказывающая мощное воздействие на зрителя.

В действительности настоящий переворот в музыке, создаваемой для балета, совершил Петр Ильич Чайковский. Именно он совместно с Петипа участвовал в создании известного на весь мир спектакля «Лебединое озеро». Они совместно работали еще над двумя популярными постановками — «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком».

15 фактов о русском балете

С тех пор, как балет начал развиваться в России, он претерпел множество изменений и приобрел свой особенный, узнаваемый почерк. Расскажем ниже о том, чем славится российский балет, а также о его отличительных особенностях.

1. Первая русская балетная труппа появилась в XVIII веке

В 1742 году из учеников русской школы балета под руководством Жан-Батиста Ланде была создана первая русская балетная труппа, а в 1743 году ее участникам начали выплачивать гонорары.

В тот период общая концепция балета начинала меняться — она перешла от мифологических и драматических сюжетов к более романтическим, что повлияло и на манеру танца. Позже, чтобы подчеркнуть контраст между танцем и реальностью, в балете стали использоваться пуанты.

2. Русский балет запустил в Европе моду «на все русское»

Ближе к началу ХХ века русский балет достигает своего расцвета и вот почему: поскольку театр финансировался императорским двором, денег на его развитие как отдельного вида искусства не жалели. На контрасте, например, с той же Францией, где балет стали рассматривать скорее как «представление с участием хорошеньких женщин».

Когда в 1908 году Сергей Дягилев, получив государственную субсидию, привез в Париж «Русские сезоны», на основе которого был создан Русский балет Дягилева, зрелишное представление вызвало не только фурор во всей Европе, но и зародило моду на все русское. Даже невеста английского короля Георга VI выходила замуж в платье, которое перекликалось с русскими фольклорными традициями. XX век считается действительно «золотым» для русского балета, который стал общепринятой мировой классикой и задал новые стандарты в этой сфере.

3. Англичане готовы были менять свои имена на русские, чтобы попасть в коллектив Дягилева

Для того, чтобы попасть в популярную труппу, необходимо было сменить имя на русское — англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс были известны как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

4. Русские балетмейстеры стали наиболее востребованными во всем мире

Изучение искусства балета по системе Вагановой уже долгие годы востребовано повсеместно. Громкие русские имена в сфере балетного искусства продолжают звучать и дальше, наиболее яркие представители, широко известные за рубежом, — Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Наталья Макарова.

Так, Рудольф Нуреев несколько лет был творческим руководителем «Гранд-оперы», Михаил Барышников — «Американского театра балета». Балетная труппа петербургского театра, как отзываются о ней известные критики самых разных стран, остается самой почитаемой в мире.

5. Классика российского балета была создана при участии гениальных российских композиторов

Классический российский балет популярен не только благодаря визуальной картинке — весомая часть его успеха заключается в музыкальном сопровождении, что так же сильно воздействует на чувства зрителей.

Во всем мире знают и любят балет «Лебединое озеро», который стал визитной карточкой не только российского балета, но и балетного искусства в принципе, а также «Щелкунчик», «Спящая красавица». Как мы уже говорили, эти спектакли, работая в тандеме, создали композитор Петр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петип.

Еще один спектакль, признанный одним из пяти лучших в мире, создан на основе музыкальных произведений композитора Сергея Прокофьева. Во всем мире известным остается балет «Ромео и Джульетта», в основе которого лежит бессмертная история любви.

6. Мировые звезды балета — из России

Русские звезды оставили значимый след в истории мирового балета. Сильная балетная школа, поддержка развития на государственном уровне, сотрудничество с зарубежными мировыми звездами балета позволили российским артистам создать свой собственный стиль и получить масштабную всемирную известность.

Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Галина Уланова, а также Вацлав Нижинский, Михаил Барышников — многие из этих имен известны даже среди тех, кто не интересуется балетом.

7. Премьера «Лебединого озера» состоялась на сцене Большого театра

На сцене Государственного академического Большого театра России в 1877 году состоялась премьера «Лебединого озера» — спустя несколько десятилетий спектакль стал визитной карточкой этого театра во всем мире.

8. Русские аристократы танцевали балет

В период царствования Екатерины II балет был настолько популярен, что даже русские аристократы учились его танцевать. Прежде чем занять трон, Павел I так же танцевал балет на императорских придворных мероприятиях.

То же самое происходило и в Европе, пока сложность балетных па не выросла в разы, сформировавшись в отдельный вид искусства. Как мы уже рассказывали, балет изначально был придворным танцем.

9. Некоторое время балет был исключительно женским

Став императором, Павел I запретил танцорам-мужчинам выступать на сцене. В связи с чем танцовщицам приходилось разучивать мужские роли.

10. Три из пяти лучших мировых балетных постановок были созданы в России

В список попали «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а также «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.

11. «Лебединое озеро» и необычная ассоциация

Поколение, которое застало распад СССР, может вспомнить, что во время августовского путча 1991 года все телеканалы СССР показывали именно этот балет.

12. Балетной пачке исполнилось 190 лет

Балетная пачка пережила множество изменений — изначально она была гораздо длиннее и только со временем приобрела форму пачки-облака. На данный момент в среднем радиус классической балетной пачки не превышает 50 сантиметров.

Кстати, именно 20 апреля 2022 года балетной пачке исполнилось ровно 190 лет.

13. Балет «Лебединое озеро» был создан 145 лет назад

Первое выступление балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в исполнении артистов императорской труппы состоялось 4 марта 1877 года. Хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру, последующие редакции Мариусу Петипу и Льву Иванову.

В дальнейшем версия Петипа-Иванова стала классической. 4 марта 2022 года балету «Лебединое озеро» исполнилось 145 лет.

14. Популярность балета «Щелкунчик» за рубежом

В рождественские дни в Европе и Америке «Щелкунчик» ставит рекорды — он идет едва ли не во всех театрах. Также сам балет показывают по телевидению.

15. Пуанты в балете появились не сразу

Еще около 100 лет назад на пуантах танцевали только те танцоры, которые были в роли сильфид, богинь или фей. Сейчас же в балетных пуантах исполняются любые партии.

Сама круглая пробка в носке пуанта, напоминающая по форме стакан, была заменена крахмальным клеем. Жесткий носок помогает фиксировать ногу балерины, что необходимо для сохранения устойчивости в сложных па. Танец на пуантах выглядит изящно и переносит фантазию зрителя в параллельный неземной мир.

Считается, что одними из первых пуанты в своих выступлениях стали использовать Карл и Флора Дидло в балете «Зефир и Флора», премьера которого состоялась на сцене лондонского Королевского театра 7 июля 1796 г. на музыку композитора Чезаре Босси. Основные партии исполнили сам балетмейстер и его жена: Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло.

Споры о том, кто впервые встал на пуанты, до сих пор ведутся, исследователи называют еще несколько имен, примерно в тот же период пуанты стали спользовать итальянка Фортуната Анджолини, а также француженка Женевьев Гослен и Фанни Биас.

А вот в России первой балериной на пуантах, как мы уже отметили в начале статьи, стала Авдотья Истомина, грация и тонкость её натуры покорила Александра Пушкина, который запеча тотлил образ девушки в своей поэзии. Известно, что поставил русскую балерину на пуанты также Шарль Дидло — именно он ввел моду на пуанты в балете 226 лет назад.

Зав.хореографического отделения ДШИ

Г.А.Таньчева

979

Оставить сообщение: