️ПРО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ КОНЦЕНТРАЦИЮ МУЗЫКАНТА НА СВОЁМ ИНСТРУМЕНТЕ. ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?
Соприкосновение с другими искусствами помогает музыканту войти в освежающую атмосферу, но не все так считают, как оказывается на деле. Отсюда, из этого сопредельного мира других искусств, музыкант получает порой и новые образы, и импульсы для собственного творчества. Именно отсюда, а не от прослушиваний игры своей программы др. музыкантами, как считают сторонники другого мнения, с которым я не согласна.
Конечно, наивным было бы утверждать, что чем больше прочитано книг – тем лучше певец станет петь, а пианист играть на рояле. Но в то же время правильно и то, что общение с так называемыми «смежными» видами искусства одаривает музыканта гораздо больше, нежели обычно полагают. Причем это в равной мере относится как к начинающим, так и зрелым, опытным мастерам.
Артистом вправе называться лишь тот, кто способен трансформировать в стихию исполнения музыки свои многочисленные впечатления, ощущения, душевные движения, эмоциональные реакции. Отсюда – то особое очарование в игре музыканта, которое называют подтекстом. Для многих слушателей, к слову, важен именно он, подтекст, это и отличает музыканта от других; ради него они и приходят в концертный зал («текст можно прочитать и дома»(К.С.Станиславский). В связи со сказанным, хочу сделать акцент на важную роль живописно-образных ассоциаций и параллелей в игре пианиста, например. Такие параллели подчас лучше всего остального способны опоэтизировать мысль музыканта, подтолкнуть к новому видению. Но, не все музыканты едины в своём отношении к проникновению внемузыкального в музыкальное – и наоборот (или даже из смежной муз.сферы).
Виктор Карпович Мержанов обучался в Московской консерватории у выдающегося советского педагога С.Е. Фейнберга (фортепиано) и А.Ф. Гедике (орган), закончив её с золотой медалью. Международную известность как пианист получил в 1945 году, когда он выиграл первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (разделив её со Святославом Рихтером). С того момента много концертировал на родине и за рубежом. У Мержанова позиция иная: «Ничто не должно отвлекать от музыки, уводить от неё...»
Мне очень непонятно это заявление, но оно до боли (!) знакомо со временем колледжа (в котором насаждалось слушание исключительно только пианистов, и никого другого, ладно бы разрешались походы на другие концерты, я уже молчу о направлениях...)
Считаю, что большинству музыкантов ассоциации и новые впечатления из других сфер помогают выйти из сферы обыденного, сто раз переваренного. В доказательство хочу привести несколько цитат, они успокаивают меня, что я не одна сторонница таких мыслей:
1. «Надо развивать фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, особенно душевной, эмоциональной жизни...» Нейгауз Г.Г.
2. «Музыкальная одарённость не сводится к одной только музыкальности...Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим «языком», но и иметь, что сказать.» Теплов Б.М.
3. «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки.» К.Дебюсси.
#ДетскаяШколаИскусствИшимбай #МузыкальноеОтделениеДетскойШколыИскусствИшимбай
Соприкосновение с другими искусствами помогает музыканту войти в освежающую атмосферу, но не все так считают, как оказывается на деле. Отсюда, из этого сопредельного мира других искусств, музыкант получает порой и новые образы, и импульсы для собственного творчества. Именно отсюда, а не от прослушиваний игры своей программы др. музыкантами, как считают сторонники другого мнения, с которым я не согласна.
Конечно, наивным было бы утверждать, что чем больше прочитано книг – тем лучше певец станет петь, а пианист играть на рояле. Но в то же время правильно и то, что общение с так называемыми «смежными» видами искусства одаривает музыканта гораздо больше, нежели обычно полагают. Причем это в равной мере относится как к начинающим, так и зрелым, опытным мастерам.
Артистом вправе называться лишь тот, кто способен трансформировать в стихию исполнения музыки свои многочисленные впечатления, ощущения, душевные движения, эмоциональные реакции. Отсюда – то особое очарование в игре музыканта, которое называют подтекстом. Для многих слушателей, к слову, важен именно он, подтекст, это и отличает музыканта от других; ради него они и приходят в концертный зал («текст можно прочитать и дома»(К.С.Станиславский). В связи со сказанным, хочу сделать акцент на важную роль живописно-образных ассоциаций и параллелей в игре пианиста, например. Такие параллели подчас лучше всего остального способны опоэтизировать мысль музыканта, подтолкнуть к новому видению. Но, не все музыканты едины в своём отношении к проникновению внемузыкального в музыкальное – и наоборот (или даже из смежной муз.сферы).
Виктор Карпович Мержанов обучался в Московской консерватории у выдающегося советского педагога С.Е. Фейнберга (фортепиано) и А.Ф. Гедике (орган), закончив её с золотой медалью. Международную известность как пианист получил в 1945 году, когда он выиграл первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (разделив её со Святославом Рихтером). С того момента много концертировал на родине и за рубежом. У Мержанова позиция иная: «Ничто не должно отвлекать от музыки, уводить от неё...»
Мне очень непонятно это заявление, но оно до боли (!) знакомо со временем колледжа (в котором насаждалось слушание исключительно только пианистов, и никого другого, ладно бы разрешались походы на другие концерты, я уже молчу о направлениях...)
Считаю, что большинству музыкантов ассоциации и новые впечатления из других сфер помогают выйти из сферы обыденного, сто раз переваренного. В доказательство хочу привести несколько цитат, они успокаивают меня, что я не одна сторонница таких мыслей:
1. «Надо развивать фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, особенно душевной, эмоциональной жизни...» Нейгауз Г.Г.
2. «Музыкальная одарённость не сводится к одной только музыкальности...Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим «языком», но и иметь, что сказать.» Теплов Б.М.
3. «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки.» К.Дебюсси.
#ДетскаяШколаИскусствИшимбай #МузыкальноеОтделениеДетскойШколыИскусствИшимбай
889