Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 91.67 102.04

ШУРАВИ ЗНАЧИТ СОВЕТСКИЙ

ШУРАВИ ЗНАЧИТ СОВЕТСКИЙ

Шурави - так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово происходит от арабского "совет" - " شورى", произносится как "шура", а также созвучно персидскому "شوروی, šouravī", тоже имеющему значение "советский".

Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которых, в свою очередь, поддерживал Советский союз. Известный лозунг моджахедов — «مرگ بر شوروی», звучавший также, как "Marg bar shouravi", означал: "дари смерть советским!" и показывал резко негативное отношение бойцов афганского сопротивления к советским военным — шурави.

Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло негативный оттенок, став нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный оттенок. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами.

Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя почти 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения: "Почему вы нас бросили тогда?..." А полковник афганской сегодняшней армии спрашивает: "Ты ехал по дороге до Джелалабада? ...Её построили «шурави», почти закончили, но немного успели: вывели войска. А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет..." Но тогда, во время заката СССР, в 1989-м, участвовать в интернациональных войнах разваливающаяся советская страна не могла...

Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области. В Екатеринбурге в 1991 году был открыт музей «Шурави». А согласно опросам, 90% населения Афганистана сегодня вспоминают шурави с уважением. Даже если в то время они были в числе их противников.

Вспоминает воин-афганец Виталий Цымбал:

"В 1989-м, когда мы выходили из Афганистана, нас еще называли воинами-интернационалистами и считали героями. А через год, когда съезд народных депутатов СССР признал эту войну ошибкой, общественное сознание стали формировать в противоположном ключе. Советский контингент в Афганистане представляли чуть ли не захватчиками и оккупантами…

Практически у каждого ветерана Афганистана в памяти примеры, когда советские солдаты помогали простым афганцам – солдатам армии ДРА и местным жителям”.

Виталий в свою афганскую пору, которая у него пришлась на 1982 – 1984 годы, был лейтенантом, потом старшим лейтенантом, служил в эксплуатационно-технической роте. Ее аббревиатуру ОЭРТ остряки-сослуживцы расшифровывали как «Экскурсионно-туристическая». Личный состав был разбросан по «точкам» в разных уголках жаркого во всех смыслах Афганистана. Молодому лейтенанту, чтобы «проведать» бойцов, приходилось и с колоннами передвигаться, и самолетами-вертолетами летать.

«Точка» - это две дизельные электростанции, которые должны бесперебойно питать госпитали, казармы и другие объекты. По правилам их должны обслуживать три человека, но обходились двумя – людей не хватало. Запомнился случай, как в Кандагаре один боец трое суток без единого сбоя (ни на секунду не сомкнув глаз) обеспечивал электричеством афганский госпиталь. Он не мог даже на время отключить дизели, потому что как раз в эти дни в госпиталь поступило много раненых и оставить операционную без света означало обречь десятки афганских солдат на верную гибель… А жара в Кандагаре в те дни стояла за сорок, в дизельной под шестьдесят… Хирург-афганец оценил самоотверженность и стойкость русского парня.

- Слава Аллаху, - сказал он, - что электричеством операционную обеспечивал шурави, а не сарбоз (так на военном жаргоне называли солдат армии ДРА).

Афганский врач, понимая, что с десяток жизней парень спас, расценил его трехдневную непрерывную вахту, как подвиг, а наше командование – нет. Никакой наградой бойца за это не отметило… Да, он и не ради наград старался… Он просто долг свой выполнял – интернациональный, а точнее – человеческий.

Шурави «бачат» не обидят

«Бачата» (с афган. "бача" - парень, мальчик) все время вились возле советских солдат, которые были немногим старше их. Надо сказать, что и в 80-е, когда советский контингент находился в Афганистане, мы очень мало знали об этой войне. Даже те, кто писал рапорты с просьбой отправить в Афган, ехали «помогать братскому афганскому народу». И только на месте понимали, что в этой стране, раздираемой племенными, религиозными, экономическими, политическими противоречиями, «братья» нам далеко не все.

Тем не менее ни у кого из советских солдат к афганцам огульной ненависти не было. Более того – они им действительно помогали. А ребятишек и вовсе старались обогреть и подкормить.

- Вы посмотрите на эти фотографии, - говорит Виталий Цымбал. – Дети наших солдат совершенно не боятся. Я специально прошерстил в соцсетях ветеранские группы американцев, НАТОвцев. Там нет ни одной подобной фотографии. Дети к ним и подойти опасались. А вокруг нас они все время вились, эти «бачата». Иной раз надоедали. Шумные, наглые. Но их никто не обижал, жалели. Русский язык осваивали очень быстро. Особенно – русский матерный. Ну не удивительно – на войне солдат не этикету учится. Хоть наши бойцы ненамного старше этих пацанов были (многим по 18-19 лет), иной раз по-отечески старались о них позаботиться. Помню несколько дней подряд ездили мы в горы за стройматериалом. Камень там был хороший. В первый же день встретили мальчишку-пастушонка. Март месяц, а он практически раздетый и разутый. Ноги обмотками обвязаны. Бойцы меня обступили: «Товарищ старший лейтенант, давайте старшину попросим, пусть для пацана выдаст какую-нибудь обувку». На следующий день привезли мы для пастушка целый ворох подарков: одеяло, шапку, сапоги, хлеб, тушенку. Мальчишка одеяло и продукты взял, а шапку и обувь отодвигает, головой машет. Мы ему: что ты, мол, отказываешься, теплее будет. А тот объясняет: нельзя, бай узнает, что я у шурави что-то взял, — убьет... Тоже ведь по-русски объяснил...

Дети подражали советским солдатам. Некоторые не только язык, но и особенности военной иерархии быстро усваивали. Иной раз пытались воспользоваться этим для своей пользы. Встречались «бачата», что те цыганчата, все время приставали к бойцам, чтобы что-нибудь у них «выдурить».

Один «шкет» лет десяти от роду требовал, например, шампанского. Откуда он знал про этот пенный напиток, Аллах его знает. Но просил настойчиво.

- Нет у меня шампанского, - смеялся офицер.

- Есть, я знаю, ты недавно на Кушку ездил.

Кушка — советский приграничный городок. Оттуда приходили колонны с провизией... Вскоре ушлый пацаненок надоел своей назойливостью. И бойцы слегка шуганули попрошайку. Тот отстал, но пригрозил:

- Вот я пожалуюсь начальнику политотдела, будет тебе!..

Видать, этот самый начальник политотдела, налаживая диалог с местными жителями, разрешал им, если вдруг кто из солдат плохо себя поведет с ними, к нему лично обращаться... А пацаненок поди ж ты, запомнил... Ушлый. Да и наглел он потому, что понимал, шурави «бачат» все равно не обидят...



678

Оставить сообщение: